анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
О райском времени и вечности

Сергей Худиев, Москва

Недавно мне попалась статья об известном богослове Карле Барте. Барт проводил разграничение между “жизнь вечной” и “жизнью бесконечной”. Согласно его взглядам, жизнь после воскресения мертвых будет “вечной”, то есть причастной вечному бытию самого Бога, но не “бесконечной”, то есть “бесконечно длительной”. Время закончится навсегда, как Бог пребывает в своем вечном, блаженном, совершенном “сейчас”, а не движется через череду дней, как мы в нашей земной жизни, так и мы войдем в это вечное “сейчас”.

Я не разделяю этого взгляда на жизнь будущего века, но, хотя он может показаться непонятным и непривлекательным, в нем есть важное и глубокое прозрение. Если вы приехали домой - вы больше не едете. Ваше путешествие благополучно завершилось. Вы обрели то, что искали, все ваши блуждания остались позади. Ваша жизнь достигла своей цели. Время вашей жизни было нужно затем, чтобы, в конечном итоге, “разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (Фил.1:23). Именно для этого были нужны “все дни, для меня назначенные” (Пс.138:16). Как сказал поэт: “Я посвящу вас в тишину, Откуда к бурям нет возврата”.

Иногда мы переживаем какой-то отсвет блаженной вечности, который просвечивает через великую музыку, красоту природы или пасхальное богослужение. Когда мы можем сказать с апостолами: “хорошо нам здесь быть!” Так хорошо, что на этом время могло бы остановиться.

В каком-то смысле мы можем сказать, что в раю нет времени. В нем определенно нет времени этого падшего мира, которое гонит нас, толкает и отмеряет дни до нашей неизбежной смерти. Времени, в котором вы встречаете старого знакомого и замечаете, как сильно он сдал - а потом заглядываете в зеркало и понимаете, что и сами уже заметно отличаетесь от своих старых фотографий. Времени, в котором вы хороните родных и друзей, а потом похоронят и вас. Времени страха и неопределенности.

В раю нет этого времени. Вы можете вечно сидеть на берегу райской реки и никто никогда не скажет вам, что пора уходить. Но в раю (я решусь предположить) есть другое время, которое отражает рост, а не упадок. Жители небесного Иерусалима поют от радости, восхваляя Бога - а песня предполагает какое-то чередование звуков, и значит, время.

Более того, хотя спасенные души совершенно очищены от греха, они остаются тварными, то есть ограниченными и способными к росту. Совершенен в абсолютном смысле только Бог, тварным существам всегда есть куда расти в познании Бога и Его творения.

Можно сказать, что спасенные души знают больше, чем они знали в первый день пребывания в раю - и они обрадованы больше, и больше восхищены, и сильнее любят. В этом смысле они меняются - и время для них течет. Но оно не похоже на время нашего мира настолько, что, за неимением лучшего слова, мы называем его вечностью.
В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах
  Следующие 20 >>