Для чего мы собираемся в Церквях? Для чего мы вообще молимся? Конечно, мы можем сказать, что о чем-то просим в молитвах — о мире во всём мире, о благосостоянии Святых Божьих Церквей, об избавлении от всякого зла и горя. Но это будет чем-то вторичным и периферийным по отношению к главной цели. Мы собираемся в Церковь, чтобы прославлять Бога.
Извне это может показаться непонятным. Когда я сам был неверующим, я думал, что речь идет о каком-то обмене — верующие нахваливают своего Бога (хотя совершенно непонятно, зачем Ему это нужно), в расчете на то, что это побудит Его благосклонно отнестись к их просьбам. Примерно, как подданные могут осыпать монарха похвалами, чтобы добиться от него чинов и наград, а вокруг человека богатого могут увиваться льстецы в надежде на его подачки. Какой при этом смысл мог быть в «вечном прославлении», которым верующие собираются заниматься в раю, оставалось для меня совершенно непонятным.
Только потом я начал понимать, что речь идет о другом — мы прославляем Бога не для того, чтобы добиться еще каких-то целей, а потому, что прославление это и есть цель.
Аналогия с могущественным человеком, к которому мы хотим подольститься, просто сбивает с толку. Более верной аналогией будет, например, восхищение, которое вызывает произведение искусства. Например, вы слышите великое музыкальное произведение, которое, что называется, «берет за душу» - вы столкнулись с чем-то прекрасным, удивительным, достойным восхищения. Творением истинного гения. Вам ничего от этого гения не нужно — тем более, что вас могут разделять века и страны. Наоборот, вы воспринимаете само проявление его гениальности как дар, что-то, что обогащает вас гораздо больше, чем могли бы обогатить деньги. Он открыл вам красоту, величие, и что-то еще, что нельзя описать в словах, что-то, что изменило вашу жизнь.
Переживание красоты (гениальной музыки, архитектуры или звездного неба) побуждает нас вообще забыть о себе. Мы говорим о том, как это прекрасно и удивительно не потому, что нам чего-то нужно, а потому, что то, с чем мы столкнулись, заслуживает именно такой реакции. Но все эти проявления красоты, добра, гармонии, гениальности — только отсветы того Источника всего истинного, доброго и прекрасного, который мы и называем Богом.
Он тот, кто вызывает трепет, восторг, изумление и преклонение, потому что Он достоин этого.
Конечно, мистический опыт, когда мы со всей ясностью осознаем присутствие Бога - редок, и мы не можем вызвать его, просто явившись в церковь в назначенный час. Но для того, чтобы обрести радость поклонения, нужно глубоко измениться — нужно «настроить уши», чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. И склоняясь перед Богом в молитве, собираясь в церкви, независимо от наших настроений — мы меняемся. Мы постепенно разбираем завалы, открываемся той радости, которую уже в этом мире находят те, кто настойчиво ее ищут — и которая пребудет с нами навсегда.