анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Смирение и достоинство

Сергей Худиев, Москва

Иногда люди говорят, что смирение — это что-то противное человеческому достоинству. Человек — это звучит гордо, он должен ходить в высоко поднятой головой и ни перед кем ее не склонять.

Что же, недавно я прочитал об убийстве, которое произошло из-за совершенно пустого повода. Убийца и убитый не делили огромных богатств или любви красавиц. Между ними просто возникла перепалка, перешедшая в драку, один из них выхватил нож... И вот один из них убит, а второй проведёт десятилетия своей жизни в тюрьме. Как так получилось? Убийца счел нестерпимым унижением своего достоинства слова другого человека. А в некоторых кругах (криминальных особенно) такого сносить нельзя. Если ты не реагируешь на любые проявления неуважения самым яростным образом, ты подаешь остальным членам стаи сигнал — с тобой можно не считаться, тебя можно третировать, тобой можно помыкать — ты не дашь отпора.

Поэтому отпор должен быть немедленным — и максимально яростным. Смирение — это социальное самоубийство. В нем не увидят ничего, кроме трусости и слабости, а участь трусов и слабаков в этом мире — печальна. Надо жестко защищать свое достоинство и пресекать любые наезды на корню.

Такого рода достоинство страшно уязвимо — его легко отнять, легко утратить. Человек, который постоянно готов за него драться (и, возможно, убивать) исходит из того, что он находится в кольце врагов — его все время хотят унизить, затоптать, лишить статуса, которым он обладает.

Отношения с людьми предполагают три варианта — либо тебя попирают, либо ты попираешь, либо между тобой и другим установилось хрупкое «равновесие страха», когда два опасных отморозка избегают друг друга провоцировать.

Совсем по-другому дело обстоит, когда мы находимся в окружении родных или друзей — людей, которым мы доверяем, и которых не подозреваем в коварных намерениях. Мы не ищем ловушек и не высматриваем оскорблений. Мы даже готовы спокойно отнестись к тому, что нас поправят — это наши друзья, они хотят нам добра. Если в наших отношениях есть доверие, и мы ценим их, мы готовы извиниться, если оказались неправы.

И вот вера означает, что мы встретились с Тем, кто нас любит, кому мы можем довериться, кто никогда не использует нашу слабость или открытость против нас. Бог совершенно чужд миру человеческих иерархий и борьбы за место повыше. Он — Бог, Он Творец этого мира. Он сам обладает глубочайшим смирением. Он нисходит в этот мир и становится человеком, чтобы претерпеть издевательства, истязания и мучительную смерть от рук своих мятежных творений.

Он всегда ищет, как нас поднять, а не унизить. Смирение перед ним ведет к тому, чтобы мы обретаем наше подлинное достоинство, которое не зависит от нашего места в иерархии, наших денег или других ресурсов.

Мы обладаем достоинством, потому Он нас любит — и не перестанет любить. Это достоинство не является уязвимым; за него не нужно драться. Мы утверждаемся в нем именно когда смиряемся перед Богом. Как говорит Апостол: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:10).
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>