анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Связь поколений

Михаил Неволин

Тема взаимоотношения поколений, пожалуй, никогда не устареет. Особенность этих отношений в том, что, с одной стороны, они содержат в себе преемственность, а с другой, – потенциальную предпосылку конфликта. В любом обществе, как и в любой семье, в определенный момент вдруг оказывается, что многие вещи по-разному воспринимаются и оцениваются разными поколениями.

Тема эта очень многогранна, но если рассматривать ее в самом обобщенном виде, то основной ее конфликт сводится к следующему. Поколение «детей» воспринимается, как «поколение романтиков», которому в той или иной степени свойственно желание «перевернуть» весь мир. Ему традиционно приписывают неумение трезво смотреть на вещи и слишком доверяться своим чувствам. В противовес этому поколение отцов считается «поколением прагматиков», которое более трезво относится к жизни, не склонно доверять чувствам и предпочитает эмоциональной оценке трезвый расчет. Это поколение относится к реформам с известной долей скепсиса.

Но такое обобщение во многом оказывается верным только в том случае, если мы оперируем категорией больших цифр. Безусловно, опыт налагает определенный отпечаток на человека. В чем-то мы становимся мудрее, но что-то и теряем при этом. Причем именно то, чего терять нам вовсе не хотелось бы. Опыт здесь становится одновременно и положительным, и отрицательным фактором. Взрослея, мы все менее склонны втягиваться в разного рода авантюры, мы учимся прогнозировать результат того или иного начинания, прежде чем его предпринять. Однако иногда, приобретая этот «багаж», мы оставляем за спиной что-то очень важное, то, без чего жизнь становится пресной и скучной. Возможные ошибки страшат нас настолько, что, не будучи уверенными на сто процентов в положительном исходе дела, мы предпочитаем не предпринимать ничего – на всякий случай.

Иногда с годами мы перестаем не только мечтать, но и замечать вокруг себя живой мир, поскольку для нас уже нет ничего нового под солнцем. Нам не так уж интересны другие люди: ведь едва узнав человека, мы сразу «определяем» нового знакомого в одну типовых групп, на которые мы условно разделили все человечество в своем сознании.

Умение радоваться новому дню, удивляться и восхищаться красоте первого снега, радуге, переброшенной над извилистой дорогой, – это дар, который так легко утратить с годами. У известного барда Александра Городницкого есть песня «Остров Гваделупа», где есть замечательные слова:

«Пусть годы с головы дерут за прядью прядь.
Пусть грустно оттого, что без толку влюбляться.
Не страшно потерять уменье удивлять.
Страшнее потерять уменье удивляться».


Однако, как я уже говорил, все эти возрастные деления являются справедливыми, если мы говорим о больших цифрах и общих тенденциях. Но мир тем и прекрасен, что он не укладывается в придуманные нами правила и рамки. Это утверждение справедливо как в отношении отдельных людей, так и отдельных периодов истории.

Возьмем в качестве примера хотя бы сегодняшний день, когда снова «перевернута» привычная схема конфликта «отцов и детей». Стали отцами те, кто хорошо помнит наивно-романтические времена перестройки со стихийными митингами и съездами, за которыми в ожидании каких-то чудесных событий следили с замиранием сердца. А их дети сегодня отличаются от них гораздо более прагматичным складом мышления. Иногда они буквально ставят в тупик своих родителей, когда уже в школьные годы проявляют такие несвойственные юности и молодости качества как практицизм, скептицизм, холодный расчет, – проявляются эти качества и в выборе друзей, профессий и во многих других жизненных сферах и ситуациях.

Связь поколений имеет еще одну интересную особенность. Роли тут часто оказываются достаточно условными. Казалось бы еще вчера человек относил себя к поколению «детей», а сегодня ощущает себя уже «отцом». В зависимости от обстоятельств и окружения, воспринимаешь сам себя то «отцом», то «сыном». Впрочем, в моем случае возраст все-таки берет свое.

Я сегодня более подхожу на роль «отца» и, поэтому хотел бы обратится, прежде всего, к ним, то есть к нам. Мы совсем не обязательно мудрее или умнее тех, кого считаем поколением, идущим за нами. Но, в то же время, у нас есть то, чего нет у них. Я говорю об опыте. Он способен сослужить нам и хорошую службу, и, наоборот, плохую. Но, тем не менее, наличие этого опыта накладывает на нас особую ответственность.

В Библии мы можем найти наставления, адресованные разным группам людей: женщинам и мужчинам, начальникам и подчиненным, сыновьям и отцам. И, в частности, отцов авторы Священного Писания призывают не раздражать детей (см. напр.: Еф. 6;4; Кол. 3:21).

Раздражать или провоцировать можно по-разному. Можно бесконечно сетовать на то, что раньше времена были лучше, люди чище, церкви лучше, а о молодёжи – и говорить нечего. Этими словами мы легко можем ввести в уныние «детей». Иногда нам кажется, что подобные сетования есть признак нашей мудрости, которую мы приобрели с годами. Однако Библия как раз говорит о противоположном: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Еккл.7:10).

Так хочется, чтобы мы, отцы, никогда не забывали о том, что еще вчера мы были детьми, но при этом не пытались идеализировать ни себя, ни прежние времена. Очень хочется следовать совету апостола Павла и не раздражать детей не всегда уместными нравоучительными наставлениями. Поэтому, скажу лишь одно: жизнь – это удивительное путешествие, полное неожиданностей, радостных встреч, горьких прощаний, сюрпризов и много другого. Но есть у нее одна особенность, с которой согласятся все «отцы». Она удивительно быстро летит. Хочу сказать «детям»: время, когда вдруг начинаешь ощущать себя «отцом» приходит очень быстро. Хорошо, если это поймешь еще в молодости и до конца своих дней остаешься молодым.

Опубликовано в журнале "Решение" №20, 2008
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>