Недавно Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за Границей (РПЦЗ) выступил с отзывом на книгу протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века», в котором, в частности, были сказано: «В Русском Зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники РОА, ген. А.А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России».
Даже в русском зарубежье отношение к Власову было, как теперь говорят, неоднозначным, но нам действительно важно разобраться с этой страницей нашей истории. Как бы мы могли взглянуть на них с христианской точки зрения?
В человеческих поступках есть объективная и субъективная сторона или, говоря по другому, мы должны разделять личность и поступок. Субъективно многие люди в СССР имели самые веские основания ненавидеть товарища Сталина и, на его фоне, рассматривать любую антисталинскую силу как освободительную. Это сейчас нам очевидно, кто такой был Гитлер. Тогда, особенно поначалу, это могло быть неясно. Попав в плен, многие советские воины могли столкнуться с полным нежеланием властей оказывать им какую-либо помощь через красный крест и, в виду неизбежной голодной смерти, соблазниться на предложения вступить в антисоветские вооруженные формирования.
В любом случае, эти люди жили, страдали и умирали в страшное время, и нам лучше предоставить судить их Богу. Однако есть объективная сторона поступков. Дурное дело, совершенное под давлением невыносимых обстоятельств или под влиянием заблуждения, ложных надежд и ожиданий, не перестает быть дурным. Одно дело воздерживаться от суда над людьми, другое — над поступками.
Человека можно пожалеть, можно найти извинения и смягчающие обстоятельства. Оправдывать сам поступок — означает в данной ситуации признавать его приемлемым. А то, что сделал Власов и иже с ним — неприемлемо. Они перешли на сторону врага, который вовсе не думал освобождать Россию от большевизма, а думал ее уничтожить, врага, уже развернувшего геноцид на оккупированных территориях, врага, который, как ни трудно было в это поверить, был хуже Сталина.
Объективно их поступок был предательством не по отношению к Сталину, а по отношению ко всем тем людям, которых нацисты пришли убивать в видах расчистки «жизненного пространства» для «высшей расы». Поэтому помолиться об упокоении душ этих людей, жертв страшной исторической трагедии — можно и нужно. А вот пытаться обелить то, что они сделали — нет.