Тема соотношения теории и практики в образовательном процессе всегда вызывала жаркие дискуссии. Правда в не столь далёкие советские годы всё усложнялось ещё и тем, что помимо обязательных для студентов теоретических и практических занятий, немало времени отводилось и для таких дисциплин, как, например, «Научный коммунизм» или «История КПСС» без изучения которых, как считалось, нельзя подготовить ни грамотного инженера, ни филолога, ни музыканта.
К счастью сегодня будущие математики, химики или конструкторы избавлены от необходимости заучивать даты Съездов компартии и её судьбоносных Пленумов. Маятник качнулся в противоположную сторону, а именно в сторону абсолютной «утилитарности» знаний.
Сегодня достаточно большая часть современных молодых людей совершенно серьёзно полагает, что, например, при подготовке инженеров можно вполне обойтись без изучения математики или базовых теоретических дисциплин курса. Есть даже те, кто считает, что вообще подготовка инженера должна сводится к изучению конкретного оборудования, которое он будет впоследствии обслуживать. Причём принципы работы этого оборудования не особенно важны – надо лишь объяснить какую «кнопку» надо нажимать в том или ином случае.
Возможно одна из причин тут в том, что в нашей стране сегодня фактически нет нормального профтехобразования, где как раз и должны по идее обучаться те, кто придерживается этих правильных во многих случаях взглядов. Произошёл резкий (и зачастую совершенно необоснованный) рост числа ВУЗов при одновременном сокращении учреждений профессионального образования.
Однако есть принципиальная разница между подходом к образованию в университете и ПТУ. Притом, что оба эти подхода нужны и один вовсе не исключает другого.
«Ультрапрактические» ожидания есть не только у студентов технических ВУЗов. Так, например, с точки зрения некоторых «студентов-практиков» изучение экономики в Университете должно сводиться к советам – где сегодня лучше хранить сбережения – в долларах, евро, рублях или юанях?
Такой «сверхутилитарный» подход стал заметен и в сфере религиозного образования в России. Некоторые будущие теологи вполне серьёзно считают, что такие «излишества», как греческий язык или патристика вовсе не нужны в учебном процессе. Приходится встречать и некоторых служителей церкви, обучающихся в ВУЗах по специальности «Религиоведение», которые уверены, что, например, философия – является ненужной теорией и «говорильней», без которой вполне можно обойтись при обучении на этом факультете.
Недавно прочитал интересное объявление для служителей одной из протестантских деноминаций, которых приглашали на обучение теологии. Вероятно, для того, чтобы сделать это предложение более привлекательным, автор объявления написал: «студентов ожидает встреча «с преподавателями-практиками (кабинетных теоретиков там на работу не берут)». И действительно информация о том, что преподавать будут известные доктора и профессора скорее отпугнёт многих потенциальных студентов, которым хочется «быстро стать практиками».
С точки зрения большой части сегодняшних верующих в России религиозное образование также должно сводится к «кнопочно-утилитарному методу» и в процессе обучения не стоит «тратить время» на то, что называется «теорией», а «просто и конкретно» получить ответ на вопрос – какие десять шагов следует предпринять, чтобы удвоить количество прихожан в церкви или какой именно совет надо дать человеку, находящемуся в депрессии?
Пренебрежение теорией и в светском, и в религиозном высшем образовании приводит к деградации образования. Тем более история как раз показывает, что без теории в конечном итоге страдает и практика. Нередко приходится видеть, как та часть современных студентов, которая игнорирует приобретение теоретических знаний, и в сугубо практической сфере не очень-то преуспевает.
Разумеется, речь идёт в первую очередь именно о высшем образовании. При профессиональной подготовке сварщиков, поваров, слесарей или кассиров едва ли стоит тратить время на серьёзное изучение высшей математики, философии или теоретических основ электротехники. Но, если мы говорим о системе высшего образования, то без базовых теоретических знаний едва ли можно на что-то рассчитывать.
Рискну предположить, что корни многих проблем сегодня кроются как раз не столько в отсутствии «практиков», сколько в отсутствии теоретиков. Подготовка «практиков» важна и в этой части образования у нас далеко не всё благополучно. Но надо понимать, что восстановить этот сегмент проще. Для того, чтобы начать подготовку квалифицированных автослесарей, пожарников, бухгалтеров для организаций различного типа от коммерческих до религиозных нужны годы. Для того, чтобы создать Университет, из стен которого выйдут физики-теоретики, математики, специалисты по теологии Ветхого Завета или древних языков – потребуются десятилетия.