На прошлой неделе состоялось событие, которое по степени освещённости в СМИ превзошло едва ли не все новости года. Состоялось историческое объединение РПЦ и РПЦЗ.
Разделение это произошло 80 лет назад в 1927 году. Тогда местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) издал документ, который вызвал негативную реакцию зарубежной части церкви. Это была так называемая «Декларация лояльности», которая призывала церковь в любом случае сохранять лояльность действующей власти. Зарубежная часть Русской православной церкви отказалась принимать эту декларацию и подчинятся большевикам.
С началом перестройки появилась надежда, что раскол со временем может быть преодолён. Воссоединению предшествовал целый ряд знаковых событий, произошедших в последние годы - канонизация царской семьи, приглашение Главы зарубежной церкви в Москву и первая встреча первоиерархов двух церквей в 2004 году.
Трудно однозначно оценить это событие и освещение его в СМИ. С одной стороны – всегда отрадно видеть объединение христиан. К сожалению, в истории христиане и церкви чаще раскалывались и разделялись, чем сходились и примирялись. В этом отношении любое объединение всегда можно только приветствовать.
С другой стороны – мне уже неоднократно за эти дни пришлось услышать от наших сограждан недоумение по поводу слишком одиозного, по их мнению, освещению этого события большинством российских СМИ. Ещё неделю назад многие наши сограждане даже не знали, что означает «евхаристическое общение»? Сегодня, кстати, тоже, как мне кажется, многие из тех, кто говорит об эпохальности этого события, не очень чётко могут объяснить - а что же, собственно, произошло?
О важности этого события высказались и депутаты Государственной думы в специальном заявлении. Они подчеркнули, что оно имеет поистине всенародный и исторический масштаб и огромное нравственное значение, являя собой «этап утверждения тех ценностей, которыми тысячелетиями живёт наша страна».
Примирение и единение христиан это всегда хорошо. Важно лишь, чтобы примирение происходило из искреннего понимания его необходимости вне зависимости от политической конъюнктуры или желания что-либо продемонстрировать. Кто-то уже поторопился объявить это главным событием в истории России за последние сто лет, кто-то, наоборот, отнёсся скептически к воссоединению, полагая, что это лишь внешняя декларация, ничего не меняющая по сути.
Мне кажется, что ценность и значимость подобных решений показывает время. Выводы «по горячим следам» не всегда бывают объективны. В истории нашей страны мы так часто слышали в адрес тех или иных событий громкие эпитеты – эпохальный, исторический, судьбоносный и т.д. Дай Бог, чтобы спустя месяцы и годы, вспоминая то, что произошло в эти дни, мы могли бы лишь лучше понять значимость свершившегося для Церкви в России.