ЕГЭ закончен, но обсуждение его итогов и злоупотреблений продолжается. Тем более, что выявленных (и наверняка не выявленных) нарушений и злоупотреблений хватает.
Где-то на помощь школьникам пришли учителя, где-то было хорошо налажено использование интернета для поиска правильных ответов, а где-то и вовсе экзамен сдавали совершенно посторонние люди.
Сейчас очень популярно ругать систему тестов и так называемых формализованных экзаменов. Противники подобных тестов приводят в качестве примера какие-то неудачные вопросы из ЕГЭ. Правда на проверку чаще всего оказывается, что их там и не было. Я далёк от того, чтобы идеализировать ту форму экзамена, которая сейчас используется. Однако и не вижу оснований для паники. Дело совершенно не в форме проверки знаний учащегося.
Мне приходилось в жизни сдавать и принимать довольно много экзаменов в различных формах. В каждой есть свои плюсы и минусы. Но как раз именно система тестов позволяет во многих случаях наиболее объективно оценить знания учащегося. Понятно, что по многим дисциплинам невозможно избежать «неформальных» заданий, где требуется написать, например, эссе. Но не думаю, что для человека хорошо знающего математику так уж принципиально важно по какой системе будут оцениваться его знания.
То, что сегодня говорится о нарушениях во время проведения экзаменов, возможно, как раз не так уж плохо. Значит их теперь легче выявлять. Не думаю, что злоупотреблений стало больше, чем раньше. Просто раньше, признаемся честно, об этом редко говорили. Школьники использовали шпаргалки, списывали друг у друга, проносили с собой учебники, где это было запрещено. Учителя «входили в положение» и «помогали», если это было необходимо – ведь свои же ребята.
Основная проблема в нашем школьном (и не только) образовании не в том, какую систему оценки знаний избрать. Проблема где-то гораздо глубже -мы зачастую обманываем сами себя, даже не придавая этому значения.
Разумеется, я не хочу бросать тень на всех школьников, студентов и преподавателей. Но разве так уж редки случаи, когда в течение учебного года одни делают вид, что учатся, а другие – что учат. А потом и те, и другие участвуют в спектакле под названием экзамен, где одни делают вид, что отвечают, а другие – что не замечают очевидного.
Мы слишком привыкли к нечестности. А начинается всё ещё со школьной и студенческой скамьи. Причём нечестность воспринимается, как норма. В нашем обществе едва ли вообще многие всерьёз считают, что списывать на экзамене (вне зависимости от его формы) нехорошо. А может всё с этого и начинается?