Как раз накануне Международного Дня толерантности прочитал в интернете статью Михаила Иванова «Искушение толерантностью». В целом я согласен с уважаемым автором. Любая крайность для церкви нежелательна и та, о которой пишет автор - не является исключением.
Однако при этом хотелось бы отметить и опасность другой крайности – уклонение в сторону радикального фундаментализма. Христианский фундаментализм, как и любой другой проявляется в частности и в категорическом неприятии любой точки зрения, отличной от собственной. Причём речь может идти о неоднозначных вопросах. Так, например, декларируемый сторонниками фундаментализма принцип буквального понимания Библии распространяется на абсолютно все тексты. Скажем, сотворение мира фундаменталистами понимается, как шесть дней по 24 часа каждый.
При этом любая попытка хотя бы просто рассмотреть иные точки зрения сразу же отметается, так как, по мнению фундаменталистов, раз в тексте указано слово «день», значит речь идёт буквально об этом промежутке времени. Под эту идею «шестиднева» создаются и различные «научные» теории.
Своё понимание любого неоднозначного вопроса, как правило, отождествляется с Истиной. Таким образом, любое возражение часто воспринимается фундаменталистом уже не как критика его точки зрения, а как нападки на Истину и Слово Божье.
Если толерантность часто обвиняют в полнейшей беспринципности, то для фундаменталистов, как правило, наоборот – любой частный вопрос превращается в «дело принципа».
Искушение толерантностью, о котором пишет Михаил Иванов, безусловно есть. И наверное для некоторых стран и церквей именно это искушение наиболее сильно.
С одной стороны отсутствие у людей собственной позиции, готовность согласиться с любой точкой зрения, а с другой - наоборот – неуважение к оппоненту, нежелание выслушивать его аргументы, неумение ценить того, кто не похож на нас. Какая из двух крайностей более «притягательна» для нашего общества и наших церквей – пусть каждый решает сам.
С праздником!