Мне больше нравится новое название этого праздника. Всё-таки отношение к армии у разных христиан - разное. Есть даже те, кто считает, что служба в армии невозможна исходя из их религиозных убеждений. Это их право. Защита Отечества - более точное понятие. В конце концов его можно защищать, когда в этом возникает необходимость и в армейской форме, и без неё.
Есть христиане, исповедующие пацифистские убеждения. Я эти идеи не разделяю, но уважаю их право на такое решение для себя. Но на мой взгляд пацифизм должен начинаться не с отказа брать в руки оружие - воевать можно и без пистолета. Начинать правильнее с миролюбия к оппонентам. С уважения к тем, кто совсем не разделяет их взгляды на службу в армии. А то, как известно, бывают и такие пацифисты, которые за свои убеждения любому готовы вцепиться в горло, но только голыми руками, чтобы не запачкать свои руки прикосновением к оружию.
Некоторые верующие не очень любят слово "отечество" по отношению к стране, где они родились, напоминая, что наше отечество - Небеса. По-моему, одно другому никак не мешает. Эти отечества просто существуют в разных плоскостях и оба их следует защищать.
В этот праздник в церквях часто вспоминают воинов, в том числе и павших на полях сражений. Часто читается фрагмент из Евангелия от Иоанна: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (15:13). Очень трудно (особенно в тяжёлые времена воин, потрясений, революций) не сместить акцент с любви к Отечеству и любви к друзьям, которых защищаешь, к ненависти и мести к врагам. Это разные вещи, но первое очень часто может переходить во второе. Со стороны одно от другого отличить почти невозможно. Да и сами мы в таких ситуациях уже плохо умеем осознать - что же больше двигает нами - любовь к тем, "за кого стоишь" или ненависть и месть к тем, кто против нас?
Есть расхожая фраза, что лучшая оборона это нападение. Это не всегда правильно. Мы обязаны защищать свои отечества - и земное, и небесное, но это не даёт нам право переходить в атаку. Мы должны изо всех сил противостоять посягательствам на то Отечество, в котором живём и на то, которое внутри нас. Очень часто возникает соблазн перейти от обороны к атаке, силовым методом расширить границы своей страны и степени влияния своей веры.
Апологеты (или по-русски защитники) христианской веры в первые века отбивали атаки на неё с разных сторон. Когда Церковь обвиняли в безнравственности - они писали, что это неправда и те вещи, которые говорят и пишут о христианах - вымысел. Когда сыпались обвинения в политических устремлениях и желании совершить государственный переворот в империи - апологеты опровергали и эти обвинения, настаивая, что они не занимаются такими вещами. Возможно со мной не согласятся многие, но сегодня, на мой взгляд, под апологетическим служением часто стало пониматься не столько выполнение функций "защитника", сколько "нападающего" - изобличение иных учений и чуть ли не требования запретить их законодательно.
Всех верующих и неверующих, военных и штатских и даже пацифистов - с праздником!