В католицизме есть понятие семи главных грехов. Иногда их ещё называют "смертными", хотя это не совсем корректно. В этом списке мы не найдём перечисления тягчайших преступлений типа убийств, изнасилований, грабежей и т.д. Не найдём, так как и эти, и многие другие страшные вещи являются лишь следствием одного из этих "смертных грехов". Разбираясь глубже в мотивах, которые подтолкнули человека к совершению того или иного преступления, рано или поздно мы придём к тому, что корнем и началом послужило что-то из этой "семёрки". Один из перечисленных там грехов - зависть.
В ней нам очень сложно признаваться даже самим себе. Проще согласиться, что мы, например, излишне гневливы, ленивы или даже имеем склонность к сребролюбию.
Зависть - это, когда становится плохо оттого, что хорошо кому-то другому. Ей, к сожалению, подвержены все вне зависимости от достатка, здоровья, места работы или семейного положения. Мы всегда найдём того, кому, по нашему мнению, гораздо лучше, чем нам. Кто-то богаче, чем мы. Кому-то, как нам кажется, гораздо больше повезло с семьёй. Кто-то более способный. Кто-то более успешен в делах, а кого-то и вовсе угораздило выиграть крупную сумму в денежную лотерею.
Если вспоминать библейскую историю, то зависть там фигурирует довольно часто. Она лежала в основе самого первого убийства. Позднее из зависти Иосиф был продан в рабство. Наконец сам Спаситель был предан на распятие из зависти, о чём прямо пишут евангелисты. Из Библии мы узнаём, что даже проповедовать Евангелие можно из зависти (Фил. 1:12-15).
Нам несложно быть снисходительными к другим людям. Утешать тех, кто упал. Поддерживать тех, кому плохо. "Плакать с плачущими". А вот пережить явный успех другого бывает гораздо сложнее. Искренне и от всей души радоваться с радующимися нам почему-то не так просто. Мы радуемся, когда кто-то получает награду, добивается каких-то достижений. Наконец просто, когда кому-то вдруг улыбается удача. Как люди вежливые и воспитанные - мы поздравляем такого человека и вроде бы радуемся вместе с ним... Но потом вдруг ловим себя на том, что почему то не можем уснуть, вспоминая об этом успехе и понимая, что вообще-то по справедливости "на его месте должен был быть я".
Зависть почти всегда рано или поздно приводит к каким-то другим грехам. Конечно, не всегда она выливается в убийства, предательства, клевету, доносы и тому подобное. Чаще она проявляется менее явно - сплетни, злословие, отсутствие смирения. Например, когда речь в какой-то компании заходит о том, кому мы завидуем - нам так сложно бывает удержаться от того, чтобы непременно сказать в адрес этого человека что-то негативное.
Зависть никогда не проходит сама собой. Можно сказать, что она ненасытна. Если вдруг окажется, что тот, кому мы завидовали оказался в тяжёлом положении и ему, как говорится уже не позавидуешь - мы найдём для нашей зависти иной объект. Зависть - это в том числе недоверие Богу. Мы вроде бы признаём, что Он заботится о нас и лучше нас знает и сердца людей, и их возможности, и помыслы. Но иногда вдруг нам начинает казаться, что наверное что-то Он всё-таки в нашем случае не доглядел и, если бы нам выпала такая удача, как кому-то другому, то мы бы уж куда лучше смогли бы распорядиться теми возможностями, которые бы появились.
Борьба с этим грехом (как и с многими другими) начинается с первого шага - с осознания того, что он живёт в моём сердце. В случае зависти это сделать бывает очень непросто, так как мы легко сможем при желании замаскировать её под что-то другое. Например, мы можем легко убедить себя, что в нас нет от неё ни, а есть лишь жажда справедливости - почему, в конце концов, кому-то достаётся всё, а другим - ничего! Признаться в том, что мы завидуем трудно, но без этого мы не сможем с ней ничего поделать. Она лишь будет всё больше и больше разрушать нас изнутри. Неслучайно в книге Притчей зависть названа гнилью для костей.