Смелость и трусость - качества противоположные. Одно время я был уверен, что люди делятся на смелых и боязливых и это проявляется в любой опасной ситуации. Сейчас я так не считаю. Неоднократно приходилось видеть, как тот человек, который проявлял нерешительность, робость, трусость в одних ситуациях - неожиданно смело и решительно вёл себя в других и наоборот. Мы можем в одном случае броситься в ледяную воду с риском утонуть, чтобы вытащить незнакомого человека, а в другом - побояться вступиться за друга на каком-нибудь собрании. Причём в этом случае речь идёт не о смертельном риске для нас, а лишь в каких-нибудь возможных осложнениях в карьере.
Человек, который решительно стоит за правду, невзирая на опасность потерять работу, быть оклеветанным, униженным, остаться ни с чем - вдруг проявляет трусость в других ситуациях. Иногда и вовсе всё сложно. Вдруг понимаешь, что на какой-нибудь решительный и смелый шаг человека толкнула... трусость - страх, что кто-то может догадаться, что на самом то деле он трус.
В связи с только что прошедшими праздниками (День победы и Пасха) вспомнились два примера. Один из военной прозы. В произведении Василя Быкова "Сотников" два главных героя - партизаны Рыбак и Сотников. Один - решительный, опытный, смелый боец, другой - прямая противоположность. Сотников выглядит не очень умелым, не очень смелым, болезненным. Во время трудного перехода Рыбак во всём помогает ему, буквально тащит больного Сотникова на себе, мужественно поддерживает его, как может. Когда же они попадают в плен - всё неожиданно меняется. Рыбак старается любыми путями спасти свою жизнь, Сотников же - не смотря на пытки, старается спасти товарищей, берёт всю вину на себя. В конце концов, для того, чтобы спасти себя, Рыбак соглашается стать палачом Сотникову, выбив из-под его ног чурбан, затянув тем самым петлю на его шее...
Вспоминая пасхальные события в контексте трусости и смелости, на память приходит два других персонажа. Один из них апостол Пётр. Тот, кто всегда был первым, кто не побоялся достать оружие и вступиться за Учителя, когда Его пришли арестовывать в Гефсиманском саду. Тот, кто, когда другие ученики предпочли промолчать сказал, что все может быть и соблазнятся, а он-то точно даже в этом случае останется верным. В итоге именно Петру, как и было предсказано Иисусом, трижды пришлось отречься от Него в эту же ночь.
Другой евангельский персонаж - Иосиф Аримафейский. Это был тайный ученик Иисуса. Но евангелист Марк отмечает, что именно Иосиф осмелился идти к Пилату, чтобы просить отдать тело Иисуса после распятия. Иоанн, кстати, пишет и ещё об одном тайном ученике - Никодиме. Он также не решался приходить к Иисусу открыто, когда другие люди могли бы его увидеть. Но именно в том момент, когда все ученики разбежались, Никодим пришёл вместе с Иосифом Аримафейским.
Я помню случаи, когда в жизни проявлял неожиданную для себя самого смелость и решительность. Помню и случаи проявления трусости в других обстоятельствах. Сегодня я уже не тороплюсь судить о трусости или смелости других. Слишком уж часто бывает, что тот, кого считал трусом, при определённых обстоятельствах поступает очень смело и наоборот. Для того, чтобы говорить о подлинной смелости или трусости другого человека - надо видеть его сердце. Видеть, что руководит им в той или иной ситуации. А это у нас получается плохо.