Есть много определений того, что мы называем цивилизацией. В частности это некоторые базовые представления и нормы, регулирующие правила поведения и взаимоотношений в обществе. Сегодня нередко можно услышать словосочетание "христианская цивилизация". Безусловно, если говорить об истории России, Европы, Америки - невозможно не признать, что христианство оказало большое влияние на культуру.
Но насколько всё же корректно утверждать, что базовые ценности нашей цивилизации были определены влиянием христианства?
Например, часто приходится слышать о 10-ти Библейских заповедей, которые, как это принято считать, во много определяют нашу цивилизацию. Однако, почему то принято подходить к ним очень уж выборочно. Скажем, довольно часто сегодня цитируют заповедь о том, что не следует воровать, но гораздо реже, услышишь что эти заповеди начинаются, прежде всего, с необходимостью поклоняться Единому Богу. Да и о заповеди, связанной с прелюбодеянием, сегодня, если и говорится, то, скорее со снисходительной улыбкой. Про отделения особого дня для служения Богу - и вовсе мало кто вспоминает. Тем не менее, довольно часто приходится читать или слышать что-то типа: "все мы понимаем, что наша цивилизация стоит на 10 заповедях".
Когда мы сегодня читаем о милости и прощении, как неотъемлемых качествах Бога - мы охотно соглашаемся. Когда же слышим о Боге-ревнителе, о Боге-судье, то это уже выглядит как-то не очень современно и совсем не "цивилизованно".
Разумеется, нельзя обойти и тему брака. Насколько сегодня брак, как союз между мужчиной и женщиной - соответствует тому, что можно назвать цивилизованной формой построения взаимоотношений? Как воспринимаются сегодня те, кто настаивает на библейском понимании брака - как цивилизованные люди или как зашоренные граждане, не желающие жить по правилам цивилизованного мира?
Кстати, если уж затрагивать тему семьи, то было бы неплохо взглянуть и на формирующуюся культуру взаимодействия разных поколений в семье. Разумеется никто не отрицает того, что о стариках надо заботиться, но вот как и кто это должен делать? В некоторых странах взаимоотношения между родителями, взрослыми детьми, внуками и правнуками очень тесные. Принято проводить много времени вместе, иногда даже жить в одном доме, причём вовсе не всегда по соображениям экономии. Если же мы возьмём страны Северной Европы, то там всё устроено немного иначе. Взаимоотношения между поколениями где-нибудь в Финляндии не очень похожи на то, как это происходит, например, в Италии. В одних случаях то, что называется "почитанием отца и матери" происходит непосредственно и лично, а в других бОльшую роль играет государство, которое должно правильно и разумно распределять те налоги, которые платят граждане. Причём сразу отмечу, что и налоги высоки, и платятся исправно, и старики живут очень достойно (нам бы так!). Но вот не "откупаемся" ли мы таким образом? Не является ли всё это цивилизованной формой того, что в древние времена носило название корван (Мк.7)?
С развитием цивилизации пересматриваются многие нормы, правила, ценности. Это касается в том числе и вопросов, связанных с жизнью самой церкви. Приведу лишь один пример. В своём Послании церкви в Коринфе апостол Павел упрекает верующих в том, что они судятся между собой у "третьих лиц", то есть в судах (1 Кор 6:1-6). Кстати, отмечу, что судебно-правовая система Римской империи была неплохо развита. Тем не менее, Павел утверждает, что так поступать не следует. Какой подход выглядит сегодня более "цивилизованным" в случае появления каких либо имущественных или иных разногласий между верующими? Тот, который предлагает апостол, или обращение в независимые судебные инстанции?
Как вообще воспринимается сегодня христианин и христианство? Какую реакцию вызывает человек, занявший какую-либо ответственную должность, о котором известно, что он твёрдо верит, что Иисус Христос воскрес из мёртвых?
Разумеется я не призываю отказаться от благ цивилизации или вернуться куда-нибудь в средневековье, а то и ещё дальше. Общество развивается, мы растём. Вопрос лишь в том, насколько корректно называть нашу цивилизацию христианской?