Последние бурные события, связанные с конфликтом на Кавказе, а особенно обсуждение и оценка их со стороны и простых людей, и официальных лиц из разных стран дали повод задуматься о многом. В том числе о нашем отношении к мнению большинства. Обращаю внимание, что не буду говорить о самом конфликте. О непростой ситуации, человеческом горе, пролитой крови и политических амбициях участников с разных сторон сказано уже очень много. Я лишь обратил внимание на то, как человек соотносит своё мнение с мнением других людей, как относится к тому, что оказывается со своей точкой зрения в меньшинстве или большинстве. А это как раз наиболее ярко проявляется в подобных трудных и неоднозначных ситуациях.
Есть те, которые не очень торопятся высказать свою точку зрения по какому-либо событию, пока не услышат, что по этому поводу скажет большинство или хотя бы «начальство», чтобы потом угодливо согласиться. Всегда приятно и главное безопасно осознавать себя в большинстве. С одной стороны такая позиция может показаться проявлением мудрости и даже христианского смирения. Известная поговорка «глас народа – глас Божий», как будто подкрепляет подобную позицию. Однако справедливости ради надо признать, что к христианству (или иной религии) она не имеет никакого отношения. Библия же, разумеется, вовсе не призывает непременно быть в оппозиции к большинству (будь то в масштабах церкви, страны или мирового сообщества), но в то же время говорит о личной ответственности за свои решения, предупреждая: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх.23:2).
Но есть и другая крайность. Человеку часто свойственно желание ощущать себя более мудрым, осведомлённым и самостоятельно мыслящим, чем другие люди, пусть они и составляют большинство. Можно сказать, что подобное качество в той или иной степени свойственно всем нам. У кого-то оно доходит и до крайней формы, превращая человека в «профессионального диссидента». В данном случае я не имею в виду диссидентов, как таковых, а говорю о доходящим иногда до патологии желании быть не как все или, как минимум, не разделять точку зрения на какое-либо событие, если её придерживается либо большинство, либо опять-таки «начальство» любого уровня.
Такой человек начинает действовать по довольно простой схеме - точка зрения оппонентов представляется заведомо неверной и, значит, надо просто занять иную позицию. Сам того не замечая, он теряет со временем и способность самостоятельно мыслить, так как надо всегда заботиться о том, чтобы его точка зрения не дай Бог не совпала с точкой зрения тех, с кем он априори не может быть «заодно».
Тем более, что себя очень лестно записать в число тех, кто умеет мыслить самостоятельно и кого невозможно одурачить какой-либо пропагандой, а большинство – презрительно причислить к числу несамостоятельных недалёких субъектов, которым «промыли мозги» хитрые пропагандисты и пиарщики из Кремля, ЦРУ или ещё откуда-нибудь.
Ужасная трагедия на Кавказе показала и то, как легко в угоду своих интересов люди готовы манипулировать ссылками на большинство. К сожалению, некоторые люди, особенно обличённые властью, удивительно ловко научились жонглировать законами (будь то законы страны или международное право). Их то признают едва ли не священными или в крайнем случае незыблемыми, то игнорируют вовсе. Всё зависит от того, вписывается ли соблюдение данного закона в мои интересы.
Не менее ловко часто жонглируют и ссылкой на мнение большинства. Если позиция большинства кажется правильной, то её необходимо непременно учитывать и уж точно никак нельзя идти против мнения большинства. Если же мнение большинства по какому-либо вопросу не нравится, то проще либо просто замалчивать этот факт, либо заявить, что его никак нельзя учитывать в данном конкретном случае. Примеров тут может быть множество – мнение большинства членов какой-либо международной организации по произошедшему где-то инциденту, точка зрения большинства граждан об идее членства их страны в военном или ином блоке и так далее.
Большинство может быть право, может и ошибаться. Но есть две вещи, которые всё-таки не следует делать.
Первое – заведомо связывать свою точку зрения на какую-либо проблему с точкой зрения большинства. Причём не важно - исходит это из того, чтобы непременно оказаться в большинстве, либо наоборот – чтобы оказаться в оппозиции.
Второе – глас народа, безусловно, не глас Божий, но всё-таки жонглировать им, то апеллируя к нему, как к высшей инстанции, то пренебрегая им вовсе, не стоит.