Есть фильмы, которые нельзя не посмотреть. Такие фильмы могут нравится или нет, но посмотреть их всё равно стоит хотя бы потому, что о них много говорят. Фильм «Остров» безусловно из этого числа и недавно мне, наконец-то, удалось выкроить время, чтобы его посмотреть.
Мне кажется, что в какой-то период в кинематографе произошла своеобразная поляризация. Одной части фильмов стал свойственен какой-то избыточный динамизм. Сюжеты развивается с молниеносной быстротой. Быстрая смена ракурсов не даёт возможности глазу на чём-то задержаться. Зритель не успевает не то, что подумать, но и зачастую просто рассмотреть кадр, как его уже сменяет другой, не менее красиво выстроенный. При этом всё это может сопровождаться отличными визуальными эффектами, которые часто становятся едва ли не основным, что хочет видеть зритель в картине. Надо признать, что подобные фильмы клипового стиля, привлекают многих.
На другом полюсе те, кто словно в пику массовой культуре делают всё наоборот. Здесь планы могут быть очень затянутыми и зрителю предлагается по несколько минут то смотреть, как дождь барабанит по асфальту, то всматриваться долгое время в дверную ручку, напряжённо размышляя, что же хотел сказать режиссёр? При этом сам факт востребованности в широком прокате какой-либо ленты, кажется почитателям фильмов такого "интеллектуального кино" подозрительным.
Так легко впасть в одну или другую крайность. Серьёзная тема может обесцениться, превратившись в незатейливый блокбастер. Пойдя по другому пути, режиссёр может превратить фильм в некое суперэлитарное произведение, которое, возможно, сумеют оценить несколько десятков тех, кто просто считает ниже своего достоинства смотреть то, что могут смотреть и другие. Баланс удержать трудно, но, как мне кажется, режиссёру «Острова» Павлу Лунгину это удалось.
О чём этот фильм? Наверное, в первую очередь о совести, а значит, в конечном счёте, о Боге. А ещё о предательстве и прощении. О предательстве, которое все мы совершаем хотя бы однажды. Кто-то совершает его в обстоятельствах, чтобы спасти свою жизнь, как это было с героем фильма. Большинству же из нас, слава Богу, не приходится попадать в столь сложные обстоятельства, как ему, но разве наше предательство от этого становиться менее бесчестным? Как часто мы говорили, когда надо было промолчать или молчали, когда этого делать не следовало? Разве это не предательство? Причём делали мы это, когда цена вопроса была вовсе не наша жизнь, а просто карьера, хорошая репутация или что-то ещё, в обстоятельствах куда менее опасных, чем та, в которую попадает герой фильма в самом его начале. И потом эти наши поступки (будь то слова или наоборот молчание) вспоминаем всю жизнь.
А ещё этот фильм о милости. О той милости, которая по словам апостола Иакова выше любого суда.