Обычно мы трудились на свежем воздухе. Не буду говорить за всю страну, но в тех коллективах, где я работал или учился в те годы, это мероприятие воспринималось скорее, не как труд, а как некое корпоративное времяпровождение. Мы и работали, и веселились одновременно. В перерывах рассказывали анекдоты про надувное бревно Владимира Ильича, вспоминали смешные истории о десятках, если не сотнях людей, которые, судя по их воспоминаниям, и помогали Ильичу переносить это историческое бревно.
Традиция была в общем и целом хорошая, если бы не её идеологическая составляющая. Действительно, что может плохого в том, чтобы убрать какой-нибудь сквер, двор у своего дома или навести порядок на своём рабочем месте. Настораживало лишь непреодолимое желание идеологов этого начинания, прежде всего остального, доказать всему миру, что мы – люди особого склада, которые готовы в канун ленинской годовщины работать бесплатно во благо торжества коммунизма.
«Мы хотим показать всему городу, что мы – сила, что мы не просто болтуны. Там где мы будем наводить порядок – место людное и мы сделали специальные куртки, чтобы все видели, кто приводит город в порядок!»
Буквально на следующий день после этого я получил письмо с приглашением принять участие в торжественном возложении венков на Пискарёвском мемориальном кладбище, которое состоится по традиции 9 мая. В приглашении пояснялось, что будет сформирована специальная колонна верующих. Подчёркивалось, что это очень важное мероприятие, так как по традиции там будет много телеканалов и все смогут увидеть, что христиане уважительно относятся к подвигу ветеранов войны.
И та и другая акция, безусловно, полезная и необходимая. Помогать наводить порядок в городе, конечно, необходимо. Уважать память погибших и проявлять любовь к ветеранам тоже. Но вот что нами движет, когда мы принимаем участие в подобных акциях – желание сделать добро или желание продемонстрировать, как мы это делаем? И есть всё-таки что-то странное, если мы вместо того, чтобы навести порядок в своём дворе или во дворе своей церкви, который захламлен, отправляемся на субботник в другой конец города, так как там наша активность будет более заметна окружающим. Есть какая-то фальшь, если мы вместо того, чтобы поздравить с Днём победы своих близких, которые застали эти годы, направляемся туда, где будет больше телекамер.
Означает ли это, что не стоит принимать участие в подобных мероприятиях? Нет, конечно. Просто прежде чем отправится туда, хорошо бы задуматься о том, что же нас всё-таки более всего побуждает это сделать? Любовь к родному городу, желание помочь, почтить память погибших или продемонстрировать всё это?