Расскажу, что недавно произошло со мной во время поездки в метро. Был утренний час пик, когда вагоны переполнены не до конца проснувшимися горожанами, спешащими на работу, учёбу или по каким-то другим делам. Наши лица и в другие часы редко излучают радость, а утром часто выглядят и вовсе угрюмо-сосредоточенными. Кому-то удалось занять место и эти счастливчики «досыпают» пока не доедут до нужной станции.
На станциях пересадок люди спешат перейти с линии на линию, не всегда соблюдая правила, призывающего при движении навстречу держаться той или иной стороны (обычно правой). Переходя с одной линии на другую я шёл по привычному маршруту, придерживаясь правой стороны, с грустью сознавая, что тепла уже не будет до весны и наступает долгая и сырая питерская осень.
Неожиданно меня довольно сильно толкнул плечом в плечо мужчина, который шёл навстречу. Не смотря на то, что времени у меня было не так много я зачем-то вернулся, догнал уже прошедшего мимо меня мужчину и сказал, что в таких случаях неплохо бы было извиниться. Приготовившись нарваться в ответ на хамство или ругань я опешил услышав спокойные слова:
«Пожалуйста, простите меня, я просто очень тороплюсь».
«Спасибо», - ответил я не очень уверенно и пошёл своей дорогой дальше.
Почему я, не смотря на занятость, не поленился в той ситуации вернуться и стал чего-то выяснять, я не знаю и сейчас. В 99 случаях из ста мне бы это не пришло и в голову. Почему, этот человек не ответил так, как ответило бы, возможно, большинство других наших сограждан? Почему я вообще пишу об этом, хотя лучше бы об этом было промолчать?
Просто подумалось, что часто мы относимся друг к другу с подозрением, заранее ожидая подвоха. А главное, что для того, чтобы остановить зарождающийся конфликт в самом начале, иногда достаточно совсем немногого – просто искренне извиниться, а иногда и просто улыбнуться.
Мне в моем метро никогда не тесно,
потому что с детства оно, как песня,
где вместо припева, вместо припева:
-- Стойте справа! Проходите слева!
Порядок вечен, порядок свят.
Те, что справа, стоят, стоят.
Но те, что идут, всегда должны
держаться левой стороны.
(Б. Окуджава, "Песенка о метро")