Чаще всего человек обращается к Богу в тяжёлые моменты своей жизни. Есть, конечно, те, кто вырос в религиозной семье и с детских лет привык посещать ту или иную церковь. Кого-то впервые приводит в церковь любопытство. Кто-то заглядывает туда по приглашению друзей или знакомых. Однако наиболее остро мы чувствуем необходимость обратиться к Творцу именно «в минуту жизни трудную», когда рушатся надежды, когда тяжело на душе, когда мы теряем тех, кто очень дорог. Честно говоря, и те из нас, кто считает себя верующим, чаще приходит к Богу с отчаянной просьбой и мольбой, чем с благодарностью.
Существуют очень разные формы богослужений. Они зависят от традиций деноминации, от культуры страны. Особенно это разнообразие заметно в протестантских и евангельских церквях. В некоторых из них большая часть службы отводится пению или, как его иногда называют – прославлению. Причём делается это часто на очень высоком почти профессиональном уровне – талантливые исполнители, качественная аппаратура, хороший звук. При этом большинство песнопений можно назвать мажорными, не только в плане тональности, но и в плане позитивных, радостных текстов (пусть иногда и не очень затейливых). Да и само богослужение, как правило, носит ярко-выраженный «мажорный» характер. Радостные лица музыкантов, ослепительно улыбающийся проповедник, который во время проповеди может и блеснуть чувством юмора, восхищённо-позитивные лица прихожан. Всё это здорово и я совсем не о том, чтобы «добавить слезы» к привычному ходу подобных богослужений, но как чувствует себя человек, пришедший на него со своим горем? Ощущение, что он «чужой на этом празднике жизни»? Его скорбь не очень вписывается в картину всеобщего ликования. Да и неудобно как-то смущать людей, пришедших на праздник, своими проблемами.
Люди принимают решение сходить в церковь чаще в слезах, чем от избытка положительных эмоций (хотя, конечно, бывает и такое). Насколько церковь, да и сами верующие готовы «плакать с плачущими»? Радость и праздник – это всегда хорошо, но в такие моменты нам, как правило, очень не хочется омрачать наше ликование чужими проблемами.
К сожалению, в нашей жизни хватает и горя, скорби. Есть церкви и богослужения, в которые в такие моменты приходить не очень хочется, так как вместо сопереживания и сострадания, мы часто можем услышать какие-то «дежурные утешения», а то и вовсе настойчивые призывы перестать унывать. При этом есть и церкви, куда неловко войти, чтобы поделиться своим счастьем и радостью, так как это будет выглядеть неуместно.
Апостол Иоанн писал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (16:33). Некоторые из нас, прежде всего, сосредоточены на первой части этого предложения, как будто после слова «скорбь», там стоит точка и на этом слова апостола заканчиваются. Но немало и тех, кто как бы вовсе пропускает часть первую, не желаю признавать существование скорби ни в своей жизни, ни в жизни других. Вот бы научиться целостному восприятию Писания или хотя бы одного этого стиха.