«Антон Палыч Чехов однажды заметил
умный любит учиться, а дурак - учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил -
мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю.
Впереди их главный во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
а дураков нету - улетели все...»
Действительно, всегда удивляюсь, почему наиболее рьяно и настойчиво пытаются учить окружающих именно… те, кого трудно назвать умными. Почему так происходит?
Многие подобные любители поучить народ уму-разуму всегда находятся в полной уверенности, что знают всё. На каждый вопрос у них, как правило, готов ответ. При всей же любви умных к учёбе, они интуитивно убегают от таких «учителей». Их, скорее, пугает, нежели привлекает слишком большая уверенность учителя в своих познаниях.
"Он, должно быть, невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают" (Вольтер)
Такие всезнающие учителя не могут остаться без учеников и они находятся. Но это, как правило, те ученики, которые хотят учиться лишь одному – как побыстрее перейти из категории ученика в категорию учителя, а сам процесс обучения воспринимается, как неприятная, но обязательная процедура, чтобы начать, наконец, учить других. Таким образом, дурак-учитель собирает вокруг себя дураков-учеников, которые, в свою очередь, быстро сами становятся учителями. А вот у Сократа, например, было много умных учеников. Кто знает, может причина и в том, что ему принадлежит известное выражение: «я знаю, что я ничего не знаю».Сегодня, как никогда легко быстро начать учить, вместо того, чтобы учиться. Огромные массивы информации доступны, стоит лишь набрать в поисковике нужное слово. И вот нам уже кажется, что через пару часов мы знаем о чём-то никак не меньше любого специалиста, и сами уже готовы научить всех, и рассказать о том, о чём не имели представления ещё вчера – будь то вопросы кардиологии, истории, богословия или чего угодно.
И всё-таки, для умного человека всегда учёба является первичной. Он, как заметил Чехов, любит учиться. Не потому, что это надо, не для того, чтобы получить диплом, не для того, чтобы его поскорее побольше людей назвали своим учителем. Ему просто невозможно жить без того, чтобы не познавать себя, окружающий мир, Бога.
В Библии есть предостережение не спешить становиться учителями (Иак. 3:1).
Одно плохо – дураки всё-равно пропустят предостережение апостола мимо ушей.