В последнее время часто приходится слышать о том, что многие проблемы в нашей жизни происходят из-за того, что мы плохо знаем наши гражданские права. Якобы всё дело в том, что мы просто не знаем своих прав и, поэтому, нас обманывают и не считаются с нами ни представители власти, ни чиновники, ни простые наши сограждане, живущие по соседству.
Совершенно очевидно, что в обществе, которое претендует называться гражданским, правовое воспитание граждан необходимо. Но вот что такое правовое воспитание – люди понимают по разному. Мне, например, наоборот кажется, что в нашем обществе у многих граждан какое-то гипертрофированное представление о собственных правах. При этом многих постоянно преследует мысль, что им что-то не договаривают и скрывают их права. Думаю, что многим приходилось видеть примерно такую картину – женщина (или мужчина) будучи явно неправа, орёт благим матом на окружающих, распихивает их локтями и угрожающе кричит, что её на мякине не проведёшь, так как она-то свои права знает!
Некоторые наши сограждане уверены, например, что грамотное отношение к праву означает примерно следующее: я могу не пропустить пешехода, переходящего дорогу, или проехать перекрёсток на красный свет, а потом суметь доказать, что я был прав, так как светофор висел несколько выше или ниже, чем это предусмотрено государственным стандартом. Пользуются спросом разнообразные брошюры о том, как отстоять свои права, даже, если вы сами являетесь злостным правонарушителем. Иными словами, многие до сих пор считают, что правовое общество и правовая грамотность - это когда я могу сам нарушить правила (а по сути покуситься на права другого), а потом выйти сухим из воды. Доказать, что виноват не я, а кто-то другой – пожарник, дорожный рабочий, водитель, пешеход, милиционер и т.д.
Вопросов нет – свои права знать, конечно, нужно и изучать их полезно, но с этого ли начинается правовое воспитание? Уважение к праву, на мой взгляд, начинается с того, что мы начинаем изучать не просто свои права, а права гражданина. То есть и того, кто находится рядом. Уважение к праву начинается с того, что мы начинаем понимать, что у другого гражданина, есть неотъемлемые права и их надо уважать, заботясь о том, как бы их не нарушить. Этот «другой» может быть совершенно не похож на нас, он может быть даже неприятен нам. Но при этом, я должен заботиться, чтобы не ущемить его права и не доставить ему неудобства. Я не могу, например, мыть машину во дворе, так как это будет нарушать права моих соседей на чистый воздух и воду. Я не должен громко слушать музыку в позднее время или заниматься ремонтом, чтобы не нарушить права тех, кто живёт в соседней квартире и хочет отдохнуть.
Евангельская истина о том, что относиться к другим следует так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам звучит вроде бы банально, но, как мне кажется, правовое общество возникает ни тогда, когда граждане начинают искать варианты ухода от ответственности за совершенные правонарушения, а с понимания этой простой истины.