На днях на одной христианской конференции, где я присутствовал, поднимался интересный вопрос о переходе верующих из одной общины в другую. Вопрос касался попытки выработки некоего алгоритма действий при переходе в рамках одной деноминации. Понятно, что причины переходов бывают разные – от переезда на новое место жительства до возникшего конфликта в предыдущей церкви. Понятна и идея выработать правила и положения, которые бы регламентировали действия руководства той церкви, из который вышел человек и той, в которую планирует войти. Понятно и то, что для большого количество переходов эти вопросы, как правило, решается почти автоматически («с миром ушёл – с миром приняли»). Дискуссия возникла, когда речь зашла о «сложных» случаях. Например, когда христианин покидает церковь, имея какой-либо конфликт с руководством, будучи «на замечании» итд.
По роду деятельности мне довольно много приходилось (да и приходится) заниматься точными науками, где всё подчинено определённым законам и алгоритмам. Есть операции, которые довольно легко описать в виде алгоритмов и схем. Прямоугольники, ромбики, прочие фигуры с описанием действий, стрелки перехода в зависимости от результата - точно показывают, что и как надо делать, чтобы достигнуть желаемого эффекта.
Когда мы имеем дело с аварийными ситуациями, чрезвычайными происшествиями, то там тоже есть определённый алгоритм действий. Подобные инструкции, что и кто должен делать и в какой последовательности есть, например, у спасателей. Есть специальные международные документы, регламентирующие действия участников поисково-спасательных операций на море в случае бедствия. Однако там в конце есть интересное дополнение. К примеру, довольно детально описываются обязанности капитана судна при столкновении с другим судном, порядок действий при необходимости покинуть судно и воспользоваться спасательными средствами. Всё подробно расписано шаг за шагом, но всего предусмотреть невозможно. Поэтому, в заключение есть интересное дополнение. Оно говорит о том, что капитан вправе нарушить все вышестоящие пункты, если это необходимо для спасения человеческой жизни.
Возвращаясь к вопросу, обсуждаемому на конференции, о выработке Рекомендаций для служителей, как поступать в случае перехода верующего из одной общины в другую, думаю, что очень важно понять две вещи. Во-первых, что такие рекомендации безусловно нужны и были бы очень полезны. А, во-вторых, не забывать, что, имея дело с людьми, мы часто сталкиваемся с уникальными ситуациями и тут невозможно предусмотреть все. Поэтому, было бы правильней (если такие рекомендации будут приняты) закончить их всё-таки тем, что окончательное решение и окончательная ответственность лежит на служителе той церкви, куда переходит человек. Это было бы, на мой взгляд, правильно.