Кто-то хорошо сказал: «не суди другого за то, что он грешит не так, как ты». В той или иной степени - это желание свойственно каждому из нас. То, что делаем мы, даже, когда сами осознаём, что в этом есть что-то неправильное – видится нам не таким уж страшным по сравнению с тем, что делает кто-то другой. Нам хочется как бы выстраивать грехи «по ранжиру», причём обычно те, которые так или иначе касаются нас – находятся где-то в самом низу, а те грехи, от которых мы далеки – мы помещаем на самую вершину этой пирамиды, считая самыми страшными.
Конечно, с точки зрения уголовного или административного Кодекса, учитывая тяжесть последствий того или иного правонарушения, можно разделить их на мелкие, тяжкие и особо тяжкие. Однако, когда мы обращаемся к Библии, то тут всё далеко не так просто. Если с точки зрения очевидного вреда другим людям, мы можем выстроить определённую иерархию грехов, то вот можно ли определить, какой грех «грешнее» в глазах Бога?
Что хуже – прожить всю жизнь с одним человеком того же пола и оставаться с ним в самые трудные для него времена и, возможно, даже пожертвовать собой ради него, либо изменять направо и налево своей супруге или супругу с разными партнёрами противоположного пола, придерживаясь безупречно правильной ориентации? Среди нас есть те, кто считает совершенно недопустимым и запредельно греховным пропустить воскресное богослужения из-за того, что, например, просто хочется отоспаться после тяжёлой трудовой недели, а то и вовсе пойти на встречу со старыми друзьями, пообщаться и попить пива. При этом, гневно осуждающий всё это, может не видеть ничего особенно греховного в том, чтобы дать взятку инспектору ГАИ, дабы избежать ненужной волокиты со штрафами, а то и вовсе возможного лишения прав.
Кто более грешен – тот, кто, пользуясь своим служебным положением или имеющимися связями, пристроил своего ребёнка в ВУЗ на бюджетное место, или тот, кто дал другому человеку обещание, заранее зная, что не сдержит его? Тот, кто присвоил чужую собственность в виде оставленного без присмотра велосипеда или тот, кто выдал чужую работу за свою, скачав чей-то реферат из интернета и поставив под него свою подпись?
Одно из определений греха – это промах мимо цели. Если это так, то с точки зрения результата по большому счёту так ли уж важно насколько далеко мимо цели просвистела наша стрела, пуля или копьё? Известные евангельские слова о сучке в глазе другого и бревне в собственном очень хорошо иллюстрируют то, что мы как бы «привыкаем» к том, что делаем сами. Мы с лёгкостью находим объяснения для себя почему мы поступаем так или иначе – «все так делают», «по-другому невозможно», «я не для себя в конце концов всё это делаю» и т.д. Если же мы будем в Священном Писании честно искать ответ на вопрос, какой же грех страшнее в глазах Бога, то, скорее всего придём к выводу, что это тот, который свойственен именно нам, а вовсе не кому-то другому.