Много раз читал и слышал о том благословении, которое имеют дети, воспитанные в христианских воцерковлённых семьях. Это действительно так и тому есть множество свидетелей. Однако, как известно, у любой медали есть две стороны. Вот именно о второй я бы и хотел немного поговорить.
Сам я вырос в типичной советской семье, а значит – семье, которую никак нельзя назвать воцерковлённой. Детство у меня было счастливое, хотя и не могу похвастаться тем, что был послушным и примерным ребёнком. Скорее наоборот – проблем со мной в детстве, а особенно в юности у родителей было немало. Многие из моих друзей родителям категорически не нравились. Время от времени, они как бы невзначай приводили мне в пример сверстников, с которыми, по их мнению, мне было бы полезней проводить время. Но мне они были совсем не интересны. При этом, я всегда знал и видел самое главное – мои родители меня очень любят и уважают. В том числе уважают моё право выбирать с кем дружить, с кем проводить время, чем заниматься. Не уверен, что у меня хватило бы терпения, как его хватало у них.
Как и многих молодых людей больше всего меня привлекало то, что было под запретом (перечислять всё, чем мы тогда занимались я не буду в педагогических целях – вдруг прочитают несовершеннолетние).
Подросток и юноша в определённые момент жизни должен учиться выбирать. Выбирать путь, друзей. Делать выбор – ходить в церковь или не ходить? Ходить в ту же, куда ходят родители или в другую? Трудно предположить, как бы я поступил, если бы мои родители были воцерковлённые христиане и с детских лет водили бы меня в церковь. Возможно, я бы «плавно» вошёл в церковь, пройдя все стадии «церковного взросления» - от воскресной школы для самых маленьких до молодёжных групп по изучению Библии. А возможно всё сложилось бы иначе. На мой взгляд, одна из частых проблем взросления ребёнка в христианской семье – слишком уж навязчивая опека со стороны родителей. Она естественно вызывает протест. Понятное во многом желание отгородить своё чадо от дурного влияния иногда выглядит, как попытка отгородить его от мира. Ровесники с соседней улицы, одноклассники иной раз воспринимаются излишне заботливыми родителями-христианами, как потенциальная угроза, а значит, общение с ними желательно и вовсе свести к минимуму. Разумеется, родители должны следить за тем, чем занимаются их несовершеннолетние дети, с кем общаются, чем увлекаются и тд. Но в этой заботе легко перейти грань, отделяющую разумную родительскую опеку от тотального контроля. При этом, надо понимать, что, чем меньше уровень свободы у взрослеющего юноши или девушки, тем сильнее бывает желание дождаться момента, когда можно будет наконец «выйти за флажки».
Бог проявляет свою любовь к нам по-разному. Одно из её проявлений заключается в том, что он даёт нам свободу. Возможностей повлиять на нас у него куда больше, чем у любого из нас в отношении другого человека (в том числе и нашего ребёнка). Он может отгородить нас от всех потенциальных неприятностей, не дать нам сделать неправильный выбор, не позволить принять неверное решение. Но Он любит нас, а значит и уважает нашу свободу.
В самой известной евангельской притче о блудном сыне, мы, как правило, акцентируем внимание на том, что любящий отец принимает назад и прощает своего сына, который прежде фактически отказался от него. Однако любовь проявлялась и в том, что он до этого не лишил его свободы принять пусть и неверное решение. Конечно, мудрый отец понимал, что, скорее всего, неопытного юношу, решившего направиться с причитающейся ему частью наследства в дальние края - ждут разочарования, потери и опасности. Он мог бы его не отпускать вовсе. Мог бы отпустить, но без причитающегося наследства или хотя бы снабдив в дорогу лишь самым необходимым. Но сын был уже вправе делать выбор, а отец не стал лишать его этого права, как бы не больно ему было это и как бы не велика была его любовь к сыну.
Конечно, нашу любовь к взрослеющим детям невозможно в полной мере сравнивать с любовью Бога к нам. Но есть один вопрос, надо которым стоит по крайней мере задуматься. Бог, зная все наши слабости, грехи, способности к совершению злых поступков, так любит нас, что даёт нам свободу. Мы же нередко (разумеется, руководствуясь лишь самыми высокими стремлениями и любовью) стремимся всеми силами делать выбор за детей даже тогда, когда решение уже должны принимать они сами.