"Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков" (Б. Шоу).
В последние дни очень много говорят об истории. Точнее об её уроках. Этот интерес во многом вызван появлением различных документальных и научно-популярных фильмов. Особенно оживлённые дискуссии вызвала демонстрация фильма «Гибель империи. Византийский урок» на одном из ТВ каналов. Кто-то посчитал фильм очень слабым и с исторической, и с художественной точек зрения, а кто-то наоборот – шедевром во всех отношениях.Вышел и ещё целый ряд фильмов, в которых так или иначе затрагиваются исторические темы, которые вызвали столь же неоднозначную реакцию. Впрочем, так, вероятно, и должно быть. Какие-то из фильмов мне понравились, какие-то – нет. Однако, я не хотел бы оценивать ни один из них, а просто высказать свою точку зрения на то, как мы относимся к истории, как к предмету исследования.
Честное историческое (или любое другое) исследование предполагает, что исследователь собирает факты (проводит эксперименты), систематизирует их, анализирует и потом делает вывод (или выводы). К сожалению, часто происходит подмена понятий и всё переворачивается с ног на голову. В этом случае сначала формулируется некая идея (например, «урок истории»), а после этого, ищутся факты, которые могли бы подтвердить уже готовый вывод. При этом те исторические события, которые не очень-то вписываются в него, игнорируются или искажаются, а те, которые можно было бы привести в подтверждение уже сформулированного «урока», «обрабатываются» так, чтобы было легче подогнать их под необходимый вывод.
Подобный подход трудно назвать честным. К сожалению, много раз в нашей стране вместо изучения истории, мы сначала пытались выяснить, чему она должна нас научить в данной момент, а потом с лёгкостью находили эти «уроки» в любом событии.
Кстати, подобный манипулятивный подход можно часто наблюдать не только к истории, но и, например, к Библии. В этом случае проповедник к уже сформировавшимся собственным теориям начинает подгонять различные библейские стихи и главы, которые оказываются зачастую что называется «притянуты за уши», но на первый взгляд действительно могут послужить иллюстрацией к мыслям проповедника.
Если говорить об уроках и образовании, то я думаю, что только плохие ученики пытаются сначала узнать ответ, а потом подогнать под него свои решения и выводы. Причём, если в математике это ещё может «сойти с рук», то вот в истории это приводит к дискредитации и сделанных «историком» выводов, и самой науки, которой он занимается.
Пожалуй, главный урок, который преподносит нам история, как раз и заключается в том, что к этому предмету надо подходить серьёзно и честно, то есть сначала изучать факты, а потом на их основании строить выводы. Если же мы поступаем наоборот, «подгоняя историю» под нужные сегодня «уроки» и выводы, то мы плохо усвоили главный урок и вновь поступаем, как нерадивые ученики.