новости блог
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Михаил НЕВОЛИН, координатор служений "Возвращение к Богу"

10.2.2008
В стране невыученных уроков

"Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков" (Б. Шоу).

В последние дни очень много говорят об истории. Точнее об её уроках. Этот интерес во многом вызван появлением различных документальных и научно-популярных фильмов. Особенно оживлённые дискуссии вызвала демонстрация фильма «Гибель империи. Византийский урок» на одном из ТВ каналов. Кто-то посчитал фильм очень слабым и с исторической, и с художественной точек зрения, а кто-то наоборот – шедевром во всех отношениях.

Вышел и ещё целый ряд фильмов, в которых так или иначе затрагиваются исторические темы, которые вызвали столь же неоднозначную реакцию. Впрочем, так, вероятно, и должно быть. Какие-то из фильмов мне понравились, какие-то – нет. Однако, я не хотел бы оценивать ни один из них, а просто высказать свою точку зрения на то, как мы относимся к истории, как к предмету исследования.

Честное историческое (или любое другое) исследование предполагает, что исследователь собирает факты (проводит эксперименты), систематизирует их, анализирует и потом делает вывод (или выводы). К сожалению, часто происходит подмена понятий и всё переворачивается с ног на голову. В этом случае сначала формулируется некая идея (например, «урок истории»), а после этого, ищутся факты, которые могли бы подтвердить уже готовый вывод. При этом те исторические события, которые не очень-то вписываются в него, игнорируются или искажаются, а те, которые можно было бы привести в подтверждение уже сформулированного «урока», «обрабатываются» так, чтобы было легче подогнать их под необходимый вывод.

Подобный подход трудно назвать честным. К сожалению, много раз в нашей стране вместо изучения истории, мы сначала пытались выяснить, чему она должна нас научить в данной момент, а потом с лёгкостью находили эти «уроки» в любом событии.

Кстати, подобный манипулятивный подход можно часто наблюдать не только к истории, но и, например, к Библии. В этом случае проповедник к уже сформировавшимся собственным теориям начинает подгонять различные библейские стихи и главы, которые оказываются зачастую что называется «притянуты за уши», но на первый взгляд действительно могут послужить иллюстрацией к мыслям проповедника.

Если говорить об уроках и образовании, то я думаю, что только плохие ученики пытаются сначала узнать ответ, а потом подогнать под него свои решения и выводы. Причём, если в математике это ещё может «сойти с рук», то вот в истории это приводит к дискредитации и сделанных «историком» выводов, и самой науки, которой он занимается.

Пожалуй, главный урок, который преподносит нам история, как раз и заключается в том, что к этому предмету надо подходить серьёзно и честно, то есть сначала изучать факты, а потом на их основании строить выводы. Если же мы поступаем наоборот, «подгоняя историю» под нужные сегодня «уроки» и выводы, то мы плохо усвоили главный урок и вновь поступаем, как нерадивые ученики.
обсудить блог
3.1.2019
3.11.2018
8.6.2018
10.5.2018
26.4.2018
16.3.2018
10.11.2017
20.3.2017
24.9.2016
24.4.2016
13.10.2015
29.8.2015
30.4.2015
17.3.2015
27.2.2015
22.2.2015
15.1.2015
1.12.2014
24.9.2014
30.8.2014
10.7.2014
27.6.2014
13.6.2014
27.5.2014
5.4.2014
3.4.2014
16.3.2014
4.3.2014
1.3.2014
23.2.2014
10.2.2014
6.2.2014
13.1.2014
15.12.2013
13.12.2013
10.12.2013
20.11.2013
4.11.2013
26.10.2013
2.10.2013
30.9.2013
23.9.2013
20.7.2013
2.7.2013
15.5.2013
14.4.2013
27.3.2013
6.3.2013
19.12.2012
28.11.2012
25.11.2012
6.11.2012
15.10.2012
30.9.2012
19.9.2012
17.8.2012
8.7.2012
19.6.2012
28.4.2012
13.4.2012
12.4.2012
30.3.2012
9.3.2012
26.2.2012
18.2.2012
4.2.2012
6.1.2012
23.12.2011
20.12.2011
9.12.2011
7.12.2011
5.12.2011
25.11.2011
19.11.2011
10.11.2011
17.10.2011
7.10.2011
8.9.2011
19.8.2011
24.6.2011
17.5.2011
12.5.2011
9.5.2011
4.4.2011
12.3.2011
25.2.2011
13.1.2011
19.12.2010
30.11.2010
19.11.2010
16.11.2010
4.11.2010
22.9.2010
14.9.2010
27.8.2010
12.6.2010
3.6.2010
30.4.2010
28.3.2010
3.3.2010
28.2.2010
4.2.2010
25.12.2009
16.12.2009
7.12.2009
4.12.2009
23.11.2009
4.11.2009
29.10.2009
1.10.2009
3.9.2009
7.8.2009
3.4.2009
11.3.2009
1.3.2009
13.2.2009
8.2.2009
24.11.2008
17.9.2008
8.9.2008
28.8.2008
11.6.2008
4.6.2008
15.5.2008
28.4.2008
14.3.2008
10.2.2008
В стране невыученных уроков

19.1.2008
23.12.2007
30.11.2007
13.11.2007
19.9.2007
28.6.2007
22.5.2007
22.4.2007
7.4.2007
17.2.2007
13.1.2007
22.12.2006