В прошлый раз я кратко высказался о том, что есть вещи, которые не очень воспринимаю в массовом, «площадно-хоровом» исполнении. Задумался, а что ещё я мог бы назвать, что не очень понятно для меня именно в коллективной или даже всенародной форме?
Пожалуй, я бы назвал массовое покаяние за грехи. О важности этого довольно часто приходится слышать. Речь идёт о необходимости всеобщего покаяния за совершённые грехи. Сегодня призывы всенародно покаяться звучать то в адрес всех протестантов, то в адрес всех православных. Иногда и вовсе к целым народам – евреям, русским, американцам, украинцам и т.д.
Прежде всего, мне вообще трудно понять, что означает это всенародное покаяние? Если речь идёт о том, что лидер какой-либо церкви или страны произносит слова покаяния – это понятно. Но ведь люди все очень разные и, конечно, у каждого свои мысли и чувства.
Кроме того, я думаю, что чаще всего мы говорим о необходимости всеобщего или всенародного покаяния, когда в глубине души понимаем, что лично нам-то особенно каяться не в чем, но вот у многих других рыльце точно в пушку и им без этого нельзя. Обычно это покаяние выглядит не столько признанием собственных грехов, сколько признание того, что какие-то другие люди (как правило, наши предшественники) много нагрешили. И вот теперь стоит нам только «всенародно покаяться» за то, что эти нехорошие люди «наворотили» до нас, и мы сразу заживём праведно, долго и счастливо.
В этом смысле мы как раз слишком уж часто «массово каемся» за то, что было до нас. Это продолжается уже многие десятилетия. Мы признаём ошибки и даже преступления, которая совершала церковь. Но речь идёт, как правило, об ошибках, которые совершались в том время, когда мы-то сами никак не могли влиять на принятие решений. Мы готовы по несколько раз переименовывать улицы, сносить и снова возводить памятники и т.д., но при этом в глубине души понимаем, что мы-то сами к беспределу, которые творили «вчерашние герои» отношения никакого не имеем. Мы готовы публично каяться в грехах всей церкви или всего народа лишь до того момента, когда мы понимаем, что это не просто какая то «всеобщая вина», а именно мы лично несём ответственность за тот или иной поступок, то или иной действие.
Нам легко стыдиться за то, к чему лично мы не имеем такого уж прямого отношения. Мы можем с лёгкостью заявить, что нам стыдно за церковь или за страну, если мы сами-то понимаем, что по сути, хотя мы и говорим, что нам стыдно за то, что мы делаем – понимать то это следует, что стыдимся мы за то, что «вы» или «они» делают, а мы-то как раз никакого отношения ко всему этому не имеем.
Я не отрицаю того, что иногда «всем миром» необходимо принести покаяние. То есть осознать, что именно все мы, а не какие-то другие люди (предшественники или наши оппоненты) «наломали дров», а нам теперь за них приходится каяться. Каяться за других и стыдиться за других не так уж трудно. Куда трудней бывает признавать то, в чём действительно ощущаешь личную вину и ответственность. За что тебе действительно стыдно. А в жизни каждого из нас такого, к сожалению, хватает.