Прошло 5 дней со дня трагедии в Москве. Пострадали ни в чём не повинные люди, пришедшие на концерт группы «Пикник» в Crocus City Hall. К сожалению, появились и те, кто вроде бы, выражая соболезнования пострадавшим и их близким, одновременно ставит под сомнение их невиновность. Это делается вроде бы осторожно, подчёркивая, что, конечно, прежде всего в случившемся виноваты террористы, совершившие это зверское преступление. Но одновременно подчёркивается, что некоторая доля вины лежит и на самих пострадавших. Особенно неприятно, что часто подобные слова можно услышать от служителей Церкви. Кто-то намекает, что пострадавшим не следовало в дни поста посещать какие-либо концерты. Кто-то пишет, что и вовсе благочестивому христианину не подобает тратить время на прослушивания музыки этой группы. Одним словом, как это часто бывает, вместе со словами поддержки пострадавших, звучат и сомнения в том, что сами жертвы так уж невиновны.
Соблазн найти причины страданий в жизни или поступках самого страдающего очень велик. Этим страдают и рядовые верующие, и служители вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Помню, например, как один уважаемый протестантский пастор писал в 2002-м году после трагедии на Дубровке на мюзикле «Норд Ост», что трагедии в жизни этих людей не случилось бы, если бы они отправились не на зрелищное мероприятие, а на церковную службу. Оставим за скобками, что история знает и немало примеров, когда трагедии случаются и в помещениях церквей, притом во время службы.
В одной из самых древних библейских книг мы читаем историю Иова, на которого обрушивается одно горе за другим. И вот, когда ему особенно больно и тяжело, к нему приходят друзья и вместо того, чтобы хотя бы просто побыть и помолчать с ним в это трудное время – начинают пытаться искать «причинно-следственные связи», чтобы показать, что, возможно, сам страдающий в чём-то виноват и тем самым прогневал Бога.
Когда нам тяжело и больно – больше всего не хватает рядом тех, кто может просто молча побыть и поплакать с нами, а вот желающие поговорить о том, что, возможно, мы сами виноваты в том, что случилось – всегда найдутся.