Гораздо более неоднозначным выглядит результат другого стыкового матча. По сумме двух игр сборная Франции одержала победу над сборной Ирландии и стала обладателем заветной путёвки на чемпионат.
Матч получился сложным. Две игры по 90 минут так и не выявили сильнейшего в этой паре и было назначено дополнительно время. Тут-то и случилось то, о чём ещё долго будут вспоминать любители футбола не только во Франции и Ирландии, но и в других странах.
Во время атаки на ворота ирландцев нападающий сборной Франции Тьерри Анри незаметно для судьи подыграл себе рукой, после чего отдал голевую передачу своему партнёру Вильяму Галласу, удар которого и решил исход двухматчевого противостояния. Из этой пары в ЮАР отправляются французы.
После финального свистка Анри подошёл к игрокам сборной Ирландии и попытался их утешить. А немного позднее и признался, что мяч был забит не без помощи его руки, подчеркнув при этом: «Однако я не судья. Конечно, это лучше было бы сделать другим способом, но, как я уже сказал, не я являюсь арбитром».
Действительно Анри не арбитр и, безусловно, в том, что этот эпизод, решивший исход матча, остался не замеченным, формально виноват судья. Хотя те, кто видел повторы этого гола с разных ракурсов наверняка согласятся, что заметить подыгрыш рукой ему было нелегко.
История футбола помнит и печально известный четвертьфинал чемпионата мира в Мексике 1986 года, в котором Аргентина переиграла Англию во многом благодаря голу, который Диего Марадона забил рукой. Тогда после матча Диего также признался в игре рукой. Хотя Марадона оправдывал свои действия не тем, что за всё отвечает судья. Он просто заявил, что это была не его рука, а... «рука Бога».
Признаваться в нарушениях, конечно, хорошо, но честнее это делать не после, а во время матча. Тому есть примеры. Так в 2006-м году во время матча «Рома» - «Мессина» в чемпионате Италии полузащитник Даниэле Де Росси забил гол рукой. Судья этого не заметил и засчитал гол. Однако сам автор гола подошёл к арбитру и признался, что сыграл рукой, после чего гол был отменён, и судья назначил штрафной в ворота «Ромы», за которую выступал Де Росси.
В 1962 году при счёте 1:1 в матче между сборными Уругвая и СССР на Чемпионате мира после удара нашего нападающего Численко мяч оказался в воротах уругвайцев. Вратарь сборной Уругвая бросился к судье объясняя, что мяч влетел в ворота сбоку через дырку, которая была в сетке рядом со штангой. Впрочем судья этого не заметил и указал на центр поля. Не заметили этого и многие игроки.
Игорь Нетто вошёл в историю мирового футбола не только, как выдающийся игрок, но и как честный человек |
Конечно, в шестидесятые годы в футболе вращались не такие деньги, как сегодня. Тем более, если мы говорим о футболе советском. Но не надо и забывать, что при этом тренеры и игроки несли ответственность перед партийными властями за результаты своих выступлений. Поэтому, не стоит считать, что тогда Игорю Нетто было проще принять мужественное решение и попросить судью не засчитывать гол. Кстати, тот матч наша сборная всё-таки сумела выиграть.
Сегодня в футболе много говорится о том, что надо играть честно. На каждом важном матче присутствует флаг «Фейер плей» (честная игра), напоминающий о необходимости играть по правилам. Принципы фейер плей говорят о необходимости бороться за победу, уважая при этом своего соперника, когда цель (победа) должна достигаться не любой ценой, а в рамках правил. Победить должен сильнейший в справедливой и честной борьбе.
"Судья поблагодарил меня и гол отменил. Ну а я, честно говоря, почувствовал облегчение. Мы играли в честный футбол." (из воспоминаний Игоря Нетто)
Часто говорят, что детали игры забываются, а результат остаётся. Не уверен. При упоминании имени Игоря Нетто любители футбола во всём мире вспоминают его не только, как сильного игрока, но и как мужественного, честного и справедливого человека. Боюсь, что теперь при упоминании имени Тьерри Анри на память будет приходить не столько его хорошая игра и добытые им трофеи, сколько аккуратное и незаметное движение рукой, после которого сборная Франции завоевала путёвку на Чемпионат мира в ЮАР.
Не думаю, что оно того стоило, ведь, как известно: «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит.22:1).